Как чай породнил англичан и казахов. Удивительный напиток для чайных экстремалов – чай с солью Казахский чай с молоком как называется

9331 0

Чай занял свое место в культуре питания казахов. До середины XIX века чай пили в основном только зажиточные казахи. А во второй половине XIX века чай начали употреблять все слои казахского общества

Чай проник в казахскую среду именно через Россию, и его употребление в среде кочевников было связано с изменением быта. Распространение чая и культуры чаепития в Казахстане происходило во второй половине XIX века.

Основным проводником его распространения была российская администрация. Чай получил распространение сначала среди элиты казахского общества – ханов, султанов, а затем дешевизна товара, изменение уклада жизни кочевников приводят к расширению его употребления простыми кочевниками.

В Государственном архиве Оренбургской области сохранилось письмо вице-канцлера графа Нессельроде, направленное военному губернатору Оренбургского края графу П.К. Эссену в 1829 году, где говорилось: "ввести между кочевыми народами (казахами и башкирами), обитающими за Уралом, привычку употребления кирпичного чая, которая должна принести выгоду казне Российского государства в торговле с Китаем, в частности на Кяхтинской таможне". Главным аргументом явилось то, что такие подвластные России кочевые народы "монгольского племени Буряты и Калмыки силою времени и обычая получили к такому чаю охоту, что ныне находят в ней почти классный предмет пищи и питья трезвого, здорового и дешевого. Даже наши поселяне, живущие в смежности с ними, заимствовали от них ту же привычку, способствующую при том и к сбереженью стад, ибо как те, так и другие употребляют кирпичный чай, легко обходятся без мяса".

Он рекомендует "искать новые пути для продажи китайского чая: кочевые народы, за Уралом обитающие, коих и нужно приучать, подобно вышеуказанным племенам, пить тот чай", и предлагает выдавать казахам, "в Оренбург приезжающим, для возбуждения в них охоты в виде подарков по несколько брусков кирпичного чая".

Чай из "чужого" напитка превращается в "свой" в период трансформации общества. В этот период он становится доступным для всех. Главное условие для этого – переход от кочевого быта к полуоседлому и оседлому.

Бейбит Даулбаев в работе "Рассказ о жизни киргиз Николаевского уезда Тургайской области с 1830 по 1880 год", описал культурно-бытовые изменения в жизни казахов за 50 лет. Среди этих изменений он указал внедрение чаепития в традиции кочевников. "С 1853 года сначала бедные, а потом и богатые стали заниматься хлебопашеством, и с того же времени киргизы начали жить роскошно и сытно и между прочими предметами роскоши стали употреблять чай. Чай сначала пили из чугунных кумганов (рукомойников), потом из медных чайников и, наконец, уже начали пользоваться самоварами. В 1854 году при одном народном собрании, между прочими разговорами, коснулись чаепития и стали считать самовары; оказалось… чаю теперь из 10 семейств разве только одно не употребляет".

Переход к оседлому образу жизни казахов и распространение русского самовара, при котором заваривание чая превратилось в быстрое и несложное дело, способствовали распространению чая среди кочевников.

Русский самовар выполнял функцию не только бытовой посуды, но и социальную. В "Русском архиве" сохранился интересный рассказ о роли самовара. В Петербурге произошла беседа князя М.С. Воронцова, прибывшего с Кавказа, с русским купцом В.А. Кокоревым, который в это время был откупщиком на Кавказе. Во время беседы князь сообщил, что ищет людей в Ставрополе, которым он бы мог давать разные поручения для сближения мирных аулов с немирными путем гражданского завоевания последних посредством развития знакомства и торговых интересов. На что В.А. Кокорев ответил: "… а позвольте мне рекомендовать Вам такого фактора для сближения, который никогда ничего не перепутает, а будет постоянно основывать, хотя и медленную, но прочную связь сношений. Рекомендуемый мною фактор – просто русский самовар. На западной границе мы сходимся с соседями иногда на пиве, а на восточной можем всегда сходиться на самоваре, который азиатцы до такой степени любят, что при появлении самоваров в мирных аулах туда станут ездить из аулов немирных, чтоб рассиживать долго и пить чаю много, обобщаясь в это время разными беседами".

Имперская правящая элита была заинтересована во внедрении чая среди кочевников. Министерство иностранных дел решило увеличить торговлю кирпичным чаем. Его потребителями были народы Сибири, и здесь возник вопрос: "Нельзя ли обучить и других инородцев, обитавших в России, употреблению кирпичного чая?". Внимание было обращено на казахов.

Одна из причин употребления чая казахами в XIX веке указывается, например, в "Тургайской газете": "…в нашей степи, при сухом, накаленном в 45-50 градусов воздухе, при отсутствии здорового, утоляющего жажду питья, этот благотворный напиток – чай необходим, чтобы хоть сколько-нибудь освежить себя и прогнать ту горечь и истому, какие являются следствием употребления горько-соленой стоячей воды".

Постепенно казахское чаепитие начало оформляться в церемонию. Уважение к гостю определялось тем, кто наливает чай и поскольку. Если налили чашку чая до краев, это означает, что вы нежеланный гость. Чай наливают понемногу: наполовину или меньше чашки. Сначала молоко, потом крепкая заварка.

Казахстан огромен, и традиция чаепития в разных регионах отличается. На юге республики – Южно-Казахстанской, Кызылординской областях, а также в Атырауской, Мангистауской и юго-восточной части Актюбинской областей Западного Казахстана чай подают в маленьких пиалах, а в остальных регионах – в средних или больших. Такая специфика напрямую связана с природно-климатическими условиями этих регионов. Там, где жаркий климат, посредством маленьких глотков чая из наполовину наполненной чашки можно в определенной степени утолить жажду.

Чай наливает женщина, ее статус и возраст говорят об уважении к гостю. Обычно это невестка (келин) или жена хозяина дома, которая не вмешивалась в разговор мужчин. Она внимательно наблюдают за бесперебойным чаепитием многочисленных гостей и, не дожидаясь просьб с их стороны, постоянно наполняет их пиалы, пока они не напьются или вежливо не откажутся.

Чай не принято допивать до дна, это было дурным тоном. Пьется всегда свежезаваренный чай из чашек без ручки, пиал. К чаю подавали сушеные молочные продукты: курт, иримшик, сарысу.

Здесь же наряду с традиционно общепринятым красным чаем с молоком, употребляют зеленый чай, особенно после калорийной и жирной пищи. В других регионах, наоборот, с прохладным и умеренным климатом, пьют полную пиалу.

Известный факт о казахстанцах - мы большие чаеманы. Причем чай с молоком за несколько веков стал одним из центральных элементов национальной кухни и даже потеснил с пьедестала кумыс. Так откуда в степи появился чай и кто научил казахов его пить?

Привет из Китая

Безусловно, он пришел к нам из Китая. Вероятнее всего, это было в период Золотой Орды, когда существовали интенсивные торговые и культурные связи в рамках одного государства, - рассказывает Евфрат ИМАНБЕК, социоантрополог, член Национального комитета по нематериальному культурному наследию при Национальной комиссии РК по делам ЮНЕСКО и ИСЕСКО . - Естественно, еще в доордынский период по Шелковому пути караваны везли этот продукт, с ним степняки были знакомы, но он, вероятно, не пользовался популярностью. В период Чингисхана, когда образовалась единое экономическое пространство, чай стал стремительно распространяться и уже во время Золотой Орды повсеместно был в ареале Великого Шелкового пути. Орда гарантировала безопасность торговли, это, естественно, способствовало продвижению новых продуктов питания.

Историк Жумажан БАЙЖУМИН поддерживает теорию, что с чаем наши предки познакомились .

Это самая близкая к нам территория, поскольку и женщин оттуда заимствовали, думаю, что и чай тоже. Китай, как выразился Лев Гумилев , это большой магазин, в который за приобретениями спускались кочевники. Могу сказать, что слово “чай” - тюркское, означает “напиток, влага, жидкость”. Отсюда такие тюркские слова, как “чайка” - означает “водная птица”, у казаков была многоместная лодка, тоже называлась “чайка”.

Почему, собственно, новый во всех смыслах продукт, чай, в степи “пришелся ко столу” и даже потеснил традиционные молочные напитки? Ряд причин способствовал его закреплению в степной кухне, но прежде всего - климатические особенности. Считается, что чай отлично утоляет жажду и согревает в холод.

Представьте, это все равно что ребенку, который знает только вкус молока, дать натуральный кофе, он же не уснет, будет бодрствовать, - продолжает Иманбек. - Фактически такой же эффект на кочевников произвел чай. Думаю, что сначала пили зеленый чай, и он был сильно тонизирующий для них, а когда привыкли, возникла потребность в более крепком, черном, чае. С культурно-исторической точки зрения, безусловно, у степняков черный чай прижился, так как имел более высокий тонизирующий эффект, чем молочные продукты.

Кухня степняка: мясо и молоко

Дело все в том, что чайные культуры испокон веков окружали наш регион, а в Средней Азии чай уже употребляли, - говорит писатель и переводчик Кайрат ЖАНАБАЕВ . - Практически до XIX века в большинстве своем казахи-кочевники знали только ақ - это все продукты, связанные с молоком, и ет - мясо. Чай, может, и потребляли, они не могли его не знать, но только в тех регионах, которые прилегали к Шелковому пути. Он не был элементом нашей гастрономической культуры. Чай практически не упоминается ни в одном из устных литературных памятников.

В книге у Кабиболлы Сиытдыкова Махамбет Утемисов обращается с оттенком пренебрежения к Исатаю Тайманову и другим предводителям и казахским родам и племенам, которые уже живут в цивилизованных условиях, некоторые даже в теплых домах, и пьют чай, что вы, мол, такие избалованные, что пьете чай.

Это XIX век. Это было непривычно для кочевников. Другое дело - молоко, тут же подоил, тут же выпил… Все имело утилитарное, практическое, прикладное значение. Потому что чай в Индии и в Китае - это церемониальная вещь, а кочевникам не до особых церемоний, им нужно было двигаться вперед, осваивать мир. Поэтому кочевники потребляли только молоко и мясо.

Новый вкус

Добавление молока в чай стало отличительным признаком чая по-казахски . Причем не все сегодня знают, что чай по-казахски по рецепту, пришедшему из прошлого, это черный чай с молоком, когда сначала подогревается молоко, потом добавляется заварка и только затем кипяток.

- Только степнякам могло прийти в голову смешать чай с молоком , сделали это, чтобы смягчить его, потому что он для них был слишком резким, - говорит Иманбек. - Если китайцы заваривают просто чай на воде, то кочевники пьют обязательно с молоком.

- Молоко в чае появилось от кочевников, что хорошо выдает в них скотоводов , - продолжает Байжумин. - Мне кажется, черному предшествовал зеленый чай. Он прежде всего от жары, у нас и жарко, и холодно в степи, но он не такой крепкий, как черный. Это как на юге пьют вино, а на севере - крепкие напитки, для большей бодрости.

Любая культура, которая приходит в кочевье, апробируется. Понятно, что молоко нейтрализует что-то в заварке и добавляет полезные микроэлементы . На самом деле потребление чая - это великая культура. На Востоке чай пьют по-разному, уйгуры - с добавлением соли, а вот, скажем, персы добавляют элементы, которые можно есть, то есть получается суп.

Если внимательно посмотреть, то самые чистые традиции культуры чая - в Индии и Китае, а все остальное - это вариации.

Англичане, так же как и казахи, пьют чай с молоком. Настоящий чай по-английски подразумевается именно с молоком, приготовленный в определенном порядке. Такой же вариант заваривания был и у казахов-кочевников.

Откуда это у англичан? Они вывезли этот рецепт в период колонизации - думаю, скорее всего, из Пакистана, там живут потомки Великих Моголов, - говорит Иманбек. - Интересно, что восточнее Джунгарского Алатау, восточнее Тянь-Шаня народ заваривает чай в молоке, получается, как говорят уйгуры, “эткен чай” . Это фактически суп, они же его варят. Причем варят в кастрюле и бросают туда изрядный кусок сливочного масла и соль, это фактически чайно-молочный суп, он очень калорийный и питательный . Его пьют большими пиалами, выпил - и энергии до обеда хватает. А вот для тюрков, которые живут на территории от Алтая до Волги, характерен чай просто с молоком и разные способы заваривания . Я помню, в 90-е годы, когда поднялся железный занавес, была информация, что лаборатория питания в Бельгии проводила эксперименты, чтобы выяснить, как правильно заваривать чай .

И оказалось, что правильно - это один в один, как заваривали наши апашки (улыбается) . Нужно в нагретое молоко налить заварку и потом - кипятка.

Почему соленый молочный чай не прижился в казахской степи?

Я думаю, он более подходит для оседлых народов, но, возможно, соленый чай мог и по вкусу не понравиться. У животноводов свой режим питания. Вот представьте, жара, утром чабан уходит, быстро выпил чая или айрана, хозяйке некогда варить молочный суп, а остывший он невкусный. Это же не как сегодня - газ включил, надо воду набрать, огонь развести… Думаю, в структуру трудового дня кочевника эткен чай не очень вписывался.

Чай: connecting people

Инсталляция художника Асхата АХМЕДЬЯРОВА “Ландшафт души” из традиционных пиал для чая выставлена в национальном павильоне Казахстана на ЭКСПО-2017. Для него чай символизирует душу народа.

Если внимательно посмотреть пиалушки - это ожерелье, украшение. То, чем можно гордиться, но здесь идет косвенное указание не на сами пиалушки, а на гостеприимство, открытость, толерантность кочевников. Это не только у казахов, я обратил внимание, что кочевники в разных частях планеты очень схожи своим гостеприимством. И это является украшением их души.

Традиция чаепития у нас буквально на ментальном уровне, казахи очень щепетильно, трепетно относятся к чаю. Эти жесты, то небольшое количество чая, его концентрат с молоком - все о чем-то говорит.

До 15-17 лет мне казалось, что чай пьют только в Казахстане. И когда увидел, что он популярен по всему миру и это в общем-то распространенное явление, мои иллюзии развеялись (смеется) . Могу с уверенностью сказать: это проникновение произошло благодаря Шелковому пути. Здесь была именно необходимость в чае из-за климата. При жаре чай учащает кровообращение, выступает пот, и дальше чай располагает к размеренному разговору, к общению, к контакту людей между собой.

В жизни казахов чай и чаепития занимают важнейшее место. За чаем собираются семьями, и чаепитие вполне может продолжаться весь день. За одним только завтраком могут выпивать больше трех чашек чая. Практически все традиционные обычаи казахов всенепременно сопровождаются чаепитием.

Настоящий казах - не казах, если с утра не выпьет по 3-4, а то и больше чашке чая… Казахи пьют чай «не разбирая времени и места, перед всем и после всего», - писал М.Я. Киттары еще в середине ХIХ века. В начале любого праздничного застолья всегда подается именно чай. После чаепития принято подавать мясо, а после него - кумыс. Хотя современные казахи вместо кумыса зачастую вновь подают чай... Впрочем, чаепитие не всегда затягивается, так как все зависит от ситуации. К примеру, при сватовстве приняты долгие и обстоятельные чаепития. Причем во время чаепития в этом случае считается крайне нетактичным спрашивать о цели визита. Лишь после улаживания всех формальностей сваты начинают «вспоминать» зачем они приехали. Быстрыми же чаепития бывали тогда, когда пришедшие в дом спешили выразить свое соболезнование в связи с каким-либо печальным событием. В таком случае чаепитие превращается в настоящий конвейер. Главная сложность в том, что нужно постоянно держать чайник горячим, так как теплым или холодным у нас его не пьют. Чай хранят не абы где, а в шай сандык. Это небольшой деревянный сундучок, снабженный маленьким и надежным замочком.

В этом сундучке хранился не только сам чай, но и все принадлежности для чаепития, сладости. Сегодня казахи пьют чай исключительно с молоком, но так было не всегда. Во многом на чайные традиции казахов оказали влияние те народы, с которыми они жили по соседству. Так, северные казахи долгое время пили чай без молока, позаимствовав сей способ у русских. В южных районах чай долгое время заправляли горячим и жирным верблюжьим молоком. Если используют молоко коровье, то в него непременно добавляют топленые сливки. При всех способах казахского чаепития заварку принято не просто заваривать, но и настаивать, держа чайник на горячей плитке. Считается, что такой чай обладает особым вкусом и его подают уважаемым гостям. Кроме сладостей, к чаю активно подают толченое обжаренное пшено, в изобилии принято подавать кисломолочные продукты, которые также часто смешиваются с зерновыми кушаньями. Нужно отметить, что зерновые продукты зачастую бывают очень простыми: толченое пшено, пшеница и прочие злаки. Связано это с тем, что с культивированием зерна казахи познакомились сравнительно поздно. Сегодня у казахов этим мастерством владеют женщины, обычно именно они разливают чай, и к ним предъявляют особые требования. Надо хорошо заварить чай, правильно разлить его, подать гостям в том порядке, какого требует традиция, а потом еще не перепутать, где чья пиала, когда гости начнут подавать пустые чашки. Надо следить, чтобы всегда был кипяток, и заварка не кончалась, а посуда не должна греметь. Женщина, разливающая чай, должна правильно сидеть, не поворачиваться к гостям спиной. Можно сказать, что во всей чайной церемонии фигура женщины, разливающей чай, приобрела для казахов особое эстетическое значение. Как свидетельствуют казахстанские этнографы, женщина, разливающая чай, должна быть расторопной и внимательной.Естественно, что одной женщине на больших приемах не справиться со всей церемонией. После окончания торжества этих женщин собирают на отдельное чаепитие и одаривают (отрезами, платками или деньгами), специально выделяя ту, которая разливала чай. В ежедневных семейных чаепитиях чай разливает мать или старшая дочь. Разливать чай девочек специально не учат, обычно они видят, как это делает мать. В доме, где живет женатый сын, чай разливает невестка (келин). Раньше, да иногда и теперь в сельской местности, через несколько дней после свадьбы в дом, где живут молодые, приходят старухи и пожилые женщины на угощение, чтобы оценить новую келин. И не последнюю роль в этой оценке будет играть ее умение разливать чай. Чаепитие для казахов – это возможность «хорошо посидеть», душевно поговорить, за чаем можно расслабиться, чай предполагает, в первую очередь, неформальное общение.

Обожаю чай. Пью его очень много и очень часто. Никогда не пыталась сосчитать, сколько чашек ароматного напитка я выпиваю в день. Все потому, что я большую часть своей жизни прожила в Казахстане. А там, как известно чай пьют всегда, «перед всем и после всего».

Привычка есть привычка, и переехав в Россию, я обратила внимание на то, что заварка здесь несколько отличается от той, к которой я привыкла.

Не спорю, черный байховый чай из специализированных магазинов выше всяких похвал. Но согласитесь, такое «лакомство» не на каждый день. А вот масс-маркет, который стоит на полках в магазинах не отличается разнообразием и, главное, насыщенностью вкуса и аромата.

Перепробовав несколько видов стало ясно, что казахский чай мне ничто не заменит. И теперь, родственники, приезжающие ко мне в гости, привозят с собой огромные килограммовые пачки чая «Ассам».

Это один из самых популярных видов чая, который пьется в Казахстане. Он очень крепкий, ароматный и густой. Мне привозят гранулированный классический, к которому я привыкла. А вообще его несколько сортов: «Листовой классический», «Вечерний», «Утренний», «Ассам GOLD» и разные фруктовые смеси. Ну и естественно то же самое, но в фильтр-пакетиках.

Чай упакован в фольгу.

А вот так выглядят гранулы. Не слишком крупные и не мелкие. Пыли практически нет.


Небольшое лирическое отступление.

Жители Казахстана (не только казахи, но и русские, и другие народности, живущие на этой земле) пьют чай не разбирая времени и места. Его пьют сам по себе, до еды и после, по любому поводу и без. За завтраком обычно выпивается не меньше 2-3 пиал или чашек чая. Зайдя в гости будьте уверены, вас обязательно напоят ароматным терпким горячим напитком и накормят вкусняшками.

Кстати, если вы впервые в гостях у казахов, обратите внимание на то небольшое количество чая, которое налито в вашу пиалу. Это не жадность, как можно подумать, а проявление уважения к гостю.

Чай традиционно не доливают в пиалу примерно на 2 пальца от края (в разных регионах по-разному – немного больше или немного меньше). И, по мере выпивания напитка будут наливать еще. Таким образом в вашей чашке всегда будет горячий чай.

Как показать, что вы больше не хотите чай? Можно, например, перевернуть пустую пиалу на блюдце или положить ее на бок. А можно просто положить в пиалу чайную ложку. Но даже после этого гостеприимные хозяева будут уговаривать вас выпить еще оду пиалу.

Кроме этого существует еще масса других нюансов, которые посторонний наблюдатель может не заметить, но которые играют огромную роль в чаепитиии. И если все это описывать, отзыв выйдет просто огромным.

Как заваривается правильный казахский чай?

В небольшом металлическом чайнике делается очень крепкая заварка. Берется примерно 2-3 столовые ложки сухой заварки на 250 мл кипятка. Затем чайник несколько минут подогревается на плитке. А теперь можно наливать чай. В Казахстане его любят с молоком или сливками. Я предпочитаю с концентрированным молоком. С ним чай приобретает особенный вкус .

В пиалу или чашку наливается примерно 2 столовые ложки молока (или одна деревянная, как я привыкла видеть), затем заварка через ситечко и в конце кипяток. Количество заварки каждый раз будет разное и соответственно вкус чая тоже будет немного различным.

А вот так выглядит мой ежедневный напиток.

На вопрос казахи и калмыки готовят чай с молоком. кто знает рецепт? заданный автором ЁовА лучший ответ это ЧАЙ ПО-КАЗАХСКИ
Чай - 6 г, молоко или сливки - полстакана. Чай - самый распространенный напиток на территории Казахстана. Излюбленным считается чай черный байховый. Перед заваркой фарфоровый чайник согревают, ополаскивая кипятком, затем кладут в него чай, заливают крутым кипятком (примерно на 1/3 объема чайника) и оставляют на 5-7 минут для настаивания. Затем добавляют кипяток. Перед подачей на стол в пиалу наливают кипяченое молоко или сливки, затем заварку и кипяток. Отдельно подают сахар-рафинад, восточные сладости (нават) , сухие фрукты, изделия из сдобного теста - баурсаки, хворост, лепешки
+ Может пригодится? 😉
Степной чай по-казахски
12 ч. ложек зеленого чая залить 0,5 л. холодной воды и довести до кипения (предполагается, в котелке над костром). Добавить 2 л. молока, подсолить, довести до кипения, выдержать 10 минут, процедить.
Чай по-калмыкски
5-6 ст. ложек измельченного листового чая залить 2 стаканами холодной воды, довести до кипения. Добавить 2-3 стакана молока, лучше топленого, довести до кипения, процедить. Одновременно на топленом масле обжаривается до золотистого цвета 1 ст. ложка муки. В муку добавляется немного молока, и эта масса смешивается с чаем. По вкусу можно добавить специи, например мускатный орех, корицу, гвоздику.
Чай по-киргизски
2 ч. ложки зеленого чая (можно и черного) залить стаканом кипятка, настаивать 5-6 минут. Затем влить стакан горячего молока, добавить 1 ч. ложку сливочного масла и 2 ст. ложки сметаны, подсолить.
Чай по-киргизски «К празднику»
В льняной или шелковый мешочек положить 1-2 ч. ложки лимонной цедры, 3-4 бутона гвоздики, немного мускатного ореха и корицы (на кончике ножа). Специи опустить в стакан кипящей виды, выдержать на слабом огне 8-10 минут. Полученный настой смешать с 1 стаканом крепко заваренного чая (2-3 ч. ложки на стакан кипятка) , добавить 1/2 стакана апельсинового сока и 2 ст. ложки лимонного сока. Довести смесь до кипения, добавить сахар по вкусу.
Чай по-татарски
2 ч. ложки зеленого чая залить 1/2 стакана кипятка, добавить 1/2 стакана молока. Довести до кипения, выдержать 5-6 минут на слабом огне. Перелить в пиалу, сверху положить 10-15 г. сливочного масла или влить 1 ч. ложку растопленного сливочного масла, слегка подсолить.
Чай по-тибетски
4-5 ч. ложек зеленого чая залить 1 л. холодной воды, довести до вскипания и на слабом огне кипятить 15-20 минут. Добавить по щепотке соли и соды, 1 ст. ложку сливочного масла и взбить до получения однородной смеси.
Чай по-узбекски с перцем «Мурч-чай»
2-3 ч. ложки зеленого чая, 8-10 горошин черного перца (раздробленных скалкой или в ступке) , залить 3 стаканами кипятка. Этот чай пьют и с медом, но это уже «Ассали мур-чай» .

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: казахи и калмыки готовят чай с молоком. кто знает рецепт?

Ответ от Атлантис [гуру]
Чай по-английски
на каждую чашку:
по 1 чайной ложке чая + 1 чайная ложка на чайник,
кипяток
молоко
сахар
Залить чай кипятком и выдержать 5 минут.
Затем перелить настой в другой сосуд, который за эти 5 минут дважды сполоснуть горячей водой.
В хорошо прогретые чашки налить молоко (по 1/4 их объема) и добавить чайный настой.
В 17.00 ежедневно вся Великобритания пьёт чай – традиция!
Чай наливают в молоко! ! Не наоборот! ! Это важно! !
Англичане ввели традицию размешивать сахар по часовой стрелке! Это - железное правило. Истоки коренятся в оккультных учениях, докапываться до которых совершенно не обязательно для повседневности. Вспомните правило "буравчика", правило письма (слева - направо) . Ну, а что касается тех, кто нарушает правила, то те - кому повезло, оказываются "счастливчиками" и история запечатлевает их имена в своих анналах. Те же, к кому фортуна была менее благосклонна - уходят в безызвестность, и об их количестве (!) также ничего неизвестно.


Ответ от <<< AnGeLoK >>> [гуру]
у них просто кипяток не используется... у них в горячее молоко засыпается заварка


Ответ от Moly [гуру]
ссылка
Калмыки обычно не растирают зелёный кирпичный чай, а кладут его кусками в котел с водой (иногда уже слегка согретой) из расчёта одна горсть (граммов 50) на литр воды и варят до кипения, а затем прибавляют вдвое больше молока (около 2 л) и соль по вкусу. Смесь эту при постоянном помешивании кипятят 10-15 минут, а затем фильтруют через волосяное сито, причём разваренный чай отжимают. Иногда воды добавляют очень мало, всего 1-1,5 стакана, и чай варят на молоке. Это объясняется отсутствием или нехваткой пригодной для чая воды в солончаковых степях. Именно это обстоятельство следует, по-видимому, считать основной причиной возникновения у ряда степных народов традиции приготовления чая с молоком. Кроме молока и соли, в чай кладут лавровый лист, мускатный орех и гвоздику и лишь иногда чуть-чуть сливочного масла. Как правило, пьют чай без масла, но с пшеничными сухарями из масляного теста.


Ответ от Ѐадмила [гуру]
А мы пьём чай такой: В горячие кипячёное молоко наливаем густо заваренный чай (заварку) . Вкус совсем другой. Друзьям казахам очень нравится. Говорят Как настоящий казаский чай. Попробуйте.


Ответ от Дина [гуру]
у нас в Казахстане, во всяком случае у меня дома, просто в свежезаваренный чай наливают молока, т. е сначала молоко, потом заварку, а потом кипяток, его нужно совсем чуть - чуть, чтобы где - то до середину пиалки (кисюшки) доходил


Ответ от Нина Зайцева [гуру]
А как шикарно готовят чай по-индийски с молоком и специями!



Ответ от Надежда [гуру]
Кое-кто попал в точку. Вся фишка в том, чтобы наливать чай в молоко, а не наоборот! И цвет и вкус сильно отличаются. Если налить правильно, т. е. чай в молоко, цвет будет шоколадно-кремовым, а не серым, а вкус сливочным. Вот и весь секрет:)


Ответ от А т [гуру]
у меня дед в монголии служил, оттуда привез рецепт монгольского /соленого/ чая, который очень любил.
в молоке отваривается мясо барана, как в обычный суп. соль как в суп.
мясо убирается. в бульон ложится заварка - дед обычную индийскую листовую кидал, сразу всю пачку, грамм сто. варил минут двадцать. потом досаливал, если хотелось, и добавлял капельку сливочного масла.
очень питательно. похоже на чифир с молоком со вкусом мяса.
очень тонизирует, с непривычки тыркнуть может
мясо обычно как закусь к такому чаю шла
прикольная штука, попробуйте. дед говорил - настояший мужской чай должен быть с мясом
пс
сахар в него естественно не ложат. это как суп - соленный должен быть


Ответ от Люська [гуру]
Ингредиенты:
2/3 крепкого чайного настоя и 1/3 молока.
Инструкции:
В хорошо прогретые чашки влить определенное количество молока и затем долить чайным настоем. Опыт показывает, что только при такой последовательности напиток приобретает хороший вкус и аромат. Чай способствует усвоению молока, вследствие чего его лучше переносят люди, страдающие заболеваниями желудочно-кишечного тракта.


Ответ от Гульнара [гуру]
Сначала наливают молоко в чашку, затем чай из заварочного чайника и кипячённую воду. Это шай.


Ответ от Belena F [гуру]
Тот рецепт, который я знаю, в глотку не полезет: там и жир бараний кроме молока. А вот просто налить в чай молока - это нормально, у нас дома это называется по-бурятски.